Когда колокола звонят прямо в душу
Спасский собор продолжает восстанавливаться для жителей и гостей Кирова
Отрадную новость сообщил настоятель Спасского собора, иерей Пётр Машковцев: с наступлением весенне-летнего сезона в храме продолжатся восстановительные работы.
История этого одного из самых старинных в Вятке соборов началась четыреста лет назад, в начале XVII века, когда здесь стояла деревянная церковь, прославившаяся чудодейственной иконой Спаса Нерукотворного. Позже на месте обветшавшего здания возвели величественный двухэтажный Спасский собор, которому было суждено навсегда войти в историю Вятки.
Переживший годы забвения и разрухи этот каменный храм выстоял и, как феникс, начал восставать из пепла, причём, в буквальном смысле. В 1997 году здесь случился пожар. Тогда в здании собора располагалось общежитие для учениц духовного училища. Ночью загорелось помещение, в котором спал вахтёр. Огонь быстро перекинулся на верхний этаж. Девушки прыгали из окон, чтобы спастись. Не без травм, но им это удалось. Что до самого храма, то несколькими годами позже, в 2015-м, под тяжестью льда и снега обвалилась его крыша, открыв холодное февральское небо и… дорогу в новую жизнь.
— Спустя несколько месяцев, летом, в Киров приехал один из бывших кандидатов в патриархи – калужский митрополит Климент, его мама родом из Кировской области. Решил посмотреть собор, а мы тогда только начали заниматься его восстановлением, новые металлические балки положили взамен рухнувших старых. Поднялся он на второй этаж и пошёл по этим балкам легко. Ему лет 70 было, — рассказывает отец Пётр. — Дошли мы с ним до места алтаря, до самой дальней балки. Стоим, как на жёрдочке, равновесие держим, чтоб не упасть. Под нами пустота. И тут я ему говорю: сомневаюсь, что всё это когда-то можно будет восстановить. Он ответил мне твёрдо: «Не сомневайся. Мы здесь будем служить литургию с тобой. Запомни мои слова». И благословил на труды. А через несколько месяцев был создан фонд Спасского собора, и пошли первые пожертвования, а вместе с ними начались работы.
Практически разрушенный до основания храм оставался памятником архитектуры и требовал серьёзной проектной документации. И она была разработана.
С отцом Петром мы поднимаемся по широкой храмовой лестнице, ведущей на второй этаж. Там уже заменены перекрытия с деревянных на металлические, да и сама лестница – тоже. Пятьдесят семь ступеней, приближающих прихожан к Богу. При этом исконные кованые перила удалось сохранить. Обожжённые после пожара, погнутые, они были восстановлены местным кузнечных дел мастером и сейчас ждут своего часа, покрытые плёнкой. Здесь, на эти ступени, скоро ляжет гранит. Из него устроят полы и на обоих этажах. Красиво и на века.
Ещё раньше восстановили ту самую рухнувшую от снега и старости крышу, образовавшую дыру размером в полхрама. Точнее, разобрали её и поставили новую. Прежде вернули храму своды, сделав их надёжными железобетонными, и основание для купола — барабан. По словам отца Петра, это удалось сделать во многом благодаря участию жителей Кирова. Они очень активно поддержали акцию собора «Именной кирпич», во время которой приобретали кирпичи с начертанными на них именами своими, родных и друзей, а потом передавали их на строительство барабана. Он весь сложен из именных кирпичей, подчёркивает настоятель. Потом на этот барабан установили маковку и золочёный крест. Так древний Спасский собор обрёл свой первоначальный вид.
Впрочем, быстро пришлось спуститься с небес на землю: требовал укрепления отсыревавший фундамент. Заменили кладку не только на нём, но и на всём фасаде 250-летнего здания. Как? Снимали штукатурку и каждый кирпичик простукивали. Если он не звенел, его удаляли, вместо него вкладывали новый. Гораздо проще было возвести новые стены, но нельзя — памятник.
Сейчас фасад собора радует глаз: оштукатурен, частично зашпатлёван и покрашен. Летом предстоит завершить эту работу – осталось всего порядка ста квадратных метров, а ещё благоустроить территорию храма: устроить цветники, брусчатку, поставить фонари, скамейки и забор.
К слову, выбор цвета собора, который сейчас так притягивает взгляд, — тоже большая работа. Оказалось, что сведений о нём не сохранилось, все фотографии храма — чёрно-белые. Единственное цветное изображение собора нашли в кировской диораме, на полотне которой изображены события 1917 года в Вятке на фоне голубеющего вдали Спасского собора. Исконный цвет? Бог весть. Изучили даже послойно штукатурку на здании, а на ней и голубой, и красный цвета. Выбрали, посоветовавшись со специалистами, последний, нарядный и радостно-торжественный, один из цветов Спасителя.
— Храм должен выделяться, являться доминантой в округе, привлекать внимание жителей и гостей Кирова, пробуждая в них лучшие чувства, и стать визитной карточкой города, — подчёркивает Пётр Машковцев.
Для этого разместили и золочёного голубя на новой входной двери из дуба. Птица — символ святого духа — встречает всех входящих в Спасский собор. «Церковь есть Царство Божие на земле, и в ней надо всё так выстроить, чтобы человек, заходя в храм, ощущал, что он соприкасается с небом. Чтобы он осознавал, куда входит, и настраивался на мир духовный. А, чтобы ему помочь, эти символы и необходимы», — поясняет отец Пётр.
Сам он, будучи ещё студентом строительного колледжа, пришёл к Богу через Спасский собор. Здесь начал воцерковляться и стал алтарником, первым после закрытия этого храма в 1929 году. В 1998 году в соборе возобновились богослужения, была отслужена первая литургия. После этого Пётр Машковцев уехал на учёбу в московскую семинарию. К тому времени он окончил колледж и сожалел о потраченных понапрасну трёх годах в нём. Спустя несколько лет, став настоятелем требующего восстановления собора, он будет радоваться приобретённым знаниям. Всё промыслительно, улыбается мой собеседник.
Мы заходим в храм на втором этаже Спасского собора. Он, с зашпатлёванными стенами и восстановленным куполом, белый и чистый, словно парит в воздухе. Из высоких окон льётся свет. Здесь уже проходят праздничные службы. Повседневные совершаются в нижнем храме. В обоих установят новые иконостасы. Правда, через несколько лет: работа кропотливая и сложная, как и восстановление собора в целом.
Отец Пётр вспоминает, как ему говорили, что лучше не браться за это безнадёжное дело. Ему самому, когда ещё, будучи студентом, алтарничал, было страшно поднимать голову к потолку, в таком ужасном состоянии пребывал собор. И было очень жалко храм. И вот Господь поставил заниматься его восстановлением.
Сейчас для Петра Машковцева это стало делом всей его жизни. Он приезжал сюда за полночь, когда в едва начинавшем жить соборе срабатывала охранная сигнализация и в здании обнаруживались то летучие мыши, то заснувший бродяга. Он не вылезает отсюда по будням и выходным: службы, лекции, хозяйственные заботы. Уже сделаны выводы после первых опытов работы с мастерами.
— Многие, кто в соборе работал, потом говорили: храм как живой. Он может не подпустить к себе. Если у человека желание лишь бы деньги заработать и поскорей работу сделать, то ничего не получалось. Без души, без сердца подходит к делу, и работа не идёт, упирается. Вот некая сила не даёт – и всё. Сейчас прежде знакомишься, смотришь на человека, объясняешь. Если видишь осознанное отношение, только тогда подпускаешь к работам. В итоге у нас подобрались такие подрядчики, которые при работах помнят, что, прежде всего, это храм, церковь Божия, — говорит отец Пётр.
Это радующее его отношение к храму настоятель видит и на лицах прихожан, а то и прохожих улицы Казанской, которых останавливает воскресный колокольный звон. Оно и понятно, звонница Спасского собора – самая большая в Кировской области: 20 колоколов, самый главный – весом пять тонн! До революции он был ещё больше – 5600 кг, но проектировщики не рекомендовали нам вешать такой тяжёлый, рассказывают в храме. Колокола здесь, как кирпичи, — именные, отлитые на пожертвования в Ярославской области. Звон у них – тот самый, настоящий.
— Я благословил, чтобы каждое воскресенье после службы примерно в 12 часов звучал праздничный колокольный звон, своего рода концерт, — улыбается Пётр Машковцев. — На улице, как правило, в это время много гуляющих, они останавливаются и слушают пение колоколов. Я думаю, это важно и для них, и вообще для Вятки. Мы выбирали колокольный завод тщательнейшим образом, чтобы колокола звонили прямо в душу. Когда люди слышат этот колокольный звон, я думаю, в них пробуждаются лучшие чувства.
Впереди предстоит еще много работ для полного восстановления этой жемчужины архитектуры Вятки. Неравнодушные кировчане могут внести свой посильный вклад. Сделать это можно на сайте собора, а также перечислив любую денежную сумму по следующим реквизитам:
Полное наименование — Благотворительный Фонд Кировской области «Восстановление Спасского собора города Кирова».
- р/сч: 407 038 105 000 000 904 88
- БИК: 043 304 711
- кор/счет: 301 018 101 000 000 007 11
- ИНН: 434 543 2256
- КПП: 434 501 001
Ольга Филёва
Фото Елены Чудиновских, Алекса Просвирнина, Ольги Гилязевой